«Конкурентка отдала мне самое дорогое – пуанты»
Одна из лучших выпускниц Академии русского балета им. А. Вагановой Рената Шакирова рассказала «НВ», как разуверилась в байках о закулисных интригах в театре
Традиционно каждое лето три вечера в июне в рамках фестиваля «Звёзды белых ночей» на сцене Мариинского театра проходят выпускные спектакли. В этом году был показан первый акт из балета «Спящая красавица» на музыку Чайковского, «Вариации на тему Раймонды» на музыку Глазунова и сюита из балета «Лауренсия» Крейна. Рената Шакирова выходила в партиях принцессы Авроры и Лауренсии. Её уже приняли в Мариинский театр. Впереди работа над сольными партиями – Китри и Джульеттой, о которых она мечтала с детства и, затаив дыхание, наблюдала на сцене своих кумиров.
Уже сейчас у Ренаты немалый послужной список исполненных сольных партий на сцене Мариинского. Более того, в составе труппы театра она уже ездила на гастроли в Лондон.
– Рената, трудно ли было резко поменять всё в своей жизни: город, привычки, образ жизни – ради заветного желания учиться в Академии русского балета?
– Моя семья не связана с театром, искусством. У папы техническая специальность, мама работала учителем в школе. Маме хотелось куда-то направить энергию, переполнявшую меня, и она решила отдать меня в ансамбль. Чуть позже я поступила в Башкирский хореографический колледж имени Рудольфа Нуреева, но понимающие люди направили: «Поезжай в Москву или Санкт-Петербург». Моя семья переехала за мной.
Я впервые приехала из маленького родного Стерлитамака в такой большой и красивый город, как Санкт-Петербург. С интересом бродила по его улочкам. А ещё то лето запомнилось мне посещением Мариинского театра – я смотрела «Ромео и Джульетту» с Дианой Вишнёвой в главной партии. Я в неё просто влюбилась: мне нравилось, как она двигается по сцене, её виртуозная техника танца… Была в таком восторге!
Конечно, расставаться с мамой было сложно, даже на час. Первое время она сидела на репетициях, потому что я плакала и не отпускала её. Первый год мы, иногородние, жили в интернате. Поначалу относились друг к другу настороженно, ссорились, пытаясь ужиться в непривычных условиях. А потом поняли, что все в одинаковой ситуации. По утрам и вечерам обязательно звонили домой. Получилось так, что всех маленьких уже распределили по комнатам, а нас четверых поселили со старшими девочками. В детстве ощутима разница даже в два-три года. И эти девочки уже были с опытом и помогали нам – например, растягивали по вечерам. Как мы кричали поначалу от непривычной боли! Плакали! Но потом благодарили и опять просили: «Потяните, пожалуйста!»
На занятиях не всё получалось сразу. Лучших учениц педагог ставит в центре, на средней палке. Первый класс я стояла сбоку, почти под роялем. А когда выполняли упражнения на середине – была позади всех девочек. Смотрела на одноклассниц и думала: они могут, я тоже хочу и смогу! Добилась, что в конце года у меня была оценка «три плюс». Это высшее достижение для первого класса.
– Чем балетные ребята отличаются от обычных школьников?
– Обычные ребята думают, как провести время после школы. Им сложнее: должны выбирать будущую профессию. Заканчивают 11-й класс, дальше им предстоит сложный выбор, поступление в университет. А нам в этом плане легче: с 5-го класса есть цель и мы идём именно к ней. Целыми днями репетируем. Но всё равно находим время, чтобы вечером сходить в театр, потому что интересно посмотреть.
– Однажды, танцуя на сцене Михайловского театра, вы упали. Вас это поразило?
– Первая мысль была: «Что случилось? У меня перед глазами потемнело… Надо быстрее вставать, я же сейчас должна делать туры!» На самом деле никто не застрахован от падений, это бывает оттого, что поскользнулся, или из-за того, что много репетируешь... Учишься избегать этих моментов, выходить из создавшейся ситуации, чтобы не получалось так: разлёгся на сцене и лежишь. Случаются и смешные ситуации: выходишь из-за кулисы – зацепился за декорации. Или – с животными, которые участвуют в спектакле. Тоже ведь не предугадать, как они могут повести себя. В самом деле, на сцене таких моментов возможно множество. И когда это происходит, сначала, конечно, волнуюсь. А после уже смеюсь и понимаю: всё бывает и ничего в этом страшного нет.
– О чём мечтает девочка, которая посвятила своё детство балету?
– О партии маленькой Маши в балете «Щелкунчик»! В первый год обучения, я помню, папа покупал самый дорогой билет в первый ряд партера, чтобы на меня посмотреть, как я на несколько секунд в компании с другой девочкой выбегаю на сцену в роли маленькой куколки, спасаясь от крыс. Потом покупал билет, когда я выходила уже маленькой Машей и, наконец, принцессой. Хорошо помню репетиции, когда в зал мы брали любимую игрушку и в танце воплощали в маленьких героях опыт своего детства. Я вспоминала, как мы играли в дочки-матери, как лазила по заборам и безудержно шалила, разбитую коленку прикрывала листом подорожника, а зонтиком во время дождя служил большущий лист лопуха… Первые шаги по опустевшей сцене на пуантах… Огромное волнение, но и радость от того, что совсем рядом, в партере, смотрят на меня родители. А однажды после
спектакля на служебном выходе ко мне подошла незнакомая маленькая девочка лет пяти. Очень стесняясь, она подарила мне маленький букет и призналась, что ей очень понравилась моя роль! Я это запомню на всю жизнь. Значит, не просто так я выхожу на сцену! Я открываю людям свою душу, и они, почувствовав это, откликаются.
– Как случилось, что вас пригласили танцевать в спектакле Мариинского театра?
– На летних каникулах мы оставались в городе. Чтобы не выйти из формы, надо заниматься. Можно было ходить в академию, но педагог предложила ходить в театр. Я живу рядом с театром, поэтому было удобно, и я с удовольствием согласилась. В первый же день мы с подругой-одноклассницей почувствовали плохо скрываемое раздражение артисток, ловили на себе их взгляды, которые словно говорили: «А что это вы здесь делаете?!» Мы чувствовали себя неловко. Даже сказали друг другу после урока: «Больше не придём сюда!» Несколько артисток подошли к нам: «Девочки! У вас же сейчас каникулы! Почему же вы не воспользуетесь? Ничего, придёте в театр, вспомните наши слова. Идите и отдыхайте». Но мы понимали: надо заниматься. Через неделю к нашему присутствию привыкли. Тем более мы так боялись помешать, что вставали где-нибудь сбоку. И вдруг ко мне подходят из управления балетом и спрашивают: «Хочешь станцевать Амура в «Дон Кихоте»?» Одновременно испытала и восторг – такая возможность проявить себя на большой театральной сцене! – и страх: ведь на меня будут смотреть из всех кулис! Но роль меня увлекла: довольно значимая партия – в картине «Сон» озорной Амур соединяет Дон Кихота и его возлюбленную.
– А затем вы танцевали в «Лебедином озере» и одалиску в «Корсаре».
– Вот это оказалось довольно сложно по технике. Рядом танцевали балерины – уже состоявшиеся, опытные. Надо было показать себя на хорошем уровне. На всякий случай, наслушавшись о закулисных интригах и зависти между артистками, проверяла пуанты, прежде чем надеть их. Но однажды случилось так, что после одной из репетиций я постирала свои пуанты и они стали жёсткими. Ко мне подошла артистка, танцующая ту же партию, но в другие дни, и спросила: «А запасные туфли у тебя есть? Хочешь, дам свои – у нас один размер». Для меня это было потрясением: я ожидала совсем другой реакции, а конкурентка предлагает мне помощь, готова отдать самое дорогое для балерины – пуанты! В тот момент свою точку зрения я поменяла: начала знакомиться с артистами, общаться. Атмосфера стала другой – я уже не замечала косых взглядов, чувствовала поддержку и одобрение. Осенью от исполняющего обязанности заведующего балетной труппой Юрия Валерьевича Фатеева поступило предложение станцевать принцессу Флорину
в «Спящей красавице» и центральную партию в «Рубинах» в балете «Драгоценности». Я зажглась! Поделилась переполнявшей меня радостью со своим педагогом в академии Татьяной Александровной Удаленковой. «Флорина? Да! Отлично! «Рубины»? Нет! Тебе это не надо!»
– И как вы к этому отнеслись?
– Я ожидала услышать всё что угодно, только не слово «нет»! Весь вечер прокручивала наш разговор в голове и не могла осознать этого решительного отказа. К счастью, Татьяна Александровна осталась довольна моей Флориной и танцевать в «Рубинах» разрешила. Как же я волновалась: хореография Баланчина сложная, как и музыка Стравинского, на которую она поставлена, надо попадать точно в такт! А моим партнёром был Кимин Ким, которому я полностью доверилась и его энергию чувствовала весь спектакль! На то выступление поддержать меня пришёл весь мой класс. Даже те ребята, которые нечасто появляются в театре.
– Что испытываете после выступления?
– Обычно после выступления… я хочу ещё! (Смеётся.) Когда выходишь на поклон и чувствуешь, что зрителю понравилось, – это такое счастье! Не хочется уходить со сцены! Если была бы такая возможность, я каждый день выходила! Сцена – это моя жизнь.