http://www.balletinsider.com/archive/young_talent/7633
Много се надявам да имам възможност да видя филма и в България, но едва ли...
Анастасия Плотникова
Одна из главных героинь фильма «Большой» Анастасия Плотникова рассказала Ballet Insider о том, как попала на кастинг фильма, работе с Алисой Фрейндлих и художественной гимнастике.
Вi: Вы сейчас учитесь в МГАХ. Как Вы попали на съемки фильма? Просто пришли на кастинг?
АП: То, что я попала в этот фильм, было абсолютной случайностью. Я как-то вечером сидела «ВКонтакте» и читала новости, вдруг мне приходит сообщение: «Не хотите ли попробоваться на фильм «Большой» Валерия Тодоровского?» Я сначала подумала, что это какая-то реклама, и рассказала маме. Она ответила: «Давай попробуем». Я с ними связалась, и меня попросили приехать на кастинг. Отбор на фильм шел очень долго: в первый раз я к ним приехала, когда училась во втором классе. Насколько я знаю, до этого отбор артистов уже шел около шести лет. После первого просмотра нам ничего определенного не сказали: они пока не знают, кто будет играть героев взрослыми и в детстве, поэтому продолжат смотреть и отбирать. Когда я была уже в третьем классе, мы думали, что фильм сняли и он скоро в прокат выйдет, а оказалось, что до сих пор не подобрали артистов на роли взрослых героинь. И когда я во второй раз приехала на кастинг, мне сказали, что только недавно смогли найти девушку на роль Карины и у нас с ней было невероятное внешнее сходство.
Bi: Расскажите про сам кастинг, как он проходил, сколько было человек?
АП: На кастинге все выстроено было так: три маленькие девочки по сценарию фильма были подругами. Нам дали сценарий каждой из них и сказали, чтобы мы прочли его и по очереди сыграли сначала одну девочку, потом другую. Нас меняли между собой и смотрели, кому какая роль лучше подходит. В первый раз я прочитала все сценки: Юльки, Карины и Тани, а уже на втором кастинге мне дали конкретно роль Карины.
Bi: Когда Вам сказали, что Вы подходите на роль, какие дальше были действия?
АП: Мне сразу сказали, что в фильме эмоции совсем по-другому будут выражаться, не так, как в балете, никакой наигранности. Нужна душевная простота и естественность, то есть как ты ведешь себя в жизни, так же надо вести себя и в кадре. Я еще несколько раз приходила на кастинг для того, чтобы подучиться: мне помогали профессионалы, и мы разбирали сцены с девочками, которые уже были утверждены на роль.
Bi: Сильно купировали сцены, отснятые с Вами, ведь после монтажа часто остается намного меньше?
АП: Фильм получился довольно длинным, но поскольку время показа в кинотеатре ограничено, команда старалась его максимально сократить. Я насчитала пять своих кадров. Но когда выйдет телеверсия, их будет больше.
Bi: Расскажите про процесс подготовки. Вы дома работали или с профессионалом готовили роль?
АП: На самом деле у меня даже не было времени думать об этом. Мне просто сказали, что я в конце года еду на съемки в Минск на месяц, назвали числа. Предупредили, что напишут в Академию официальное письмо, и меня отпустят на этот период с учебных занятий. Мы приехали, и съемки начались на следующий же день. Конечно, подготовка к съемкам – это очень интересно. Мне надо было выучить текст, который мне дали, но иногда сцены меняли прямо на ходу: когда дети заучивают роль, это выглядит неестественно. Съемочный день начинался в 9 часов утра. Мы занимались классикой с педагогом Ириной Лебедевой, она помогала нам и консультировала режиссера в балетных нюансах. Мы репетировали прямо на съемочной площадке, где воссоздали интерьеры Московской академии хореографии. Правда, было не три этажа, как в Академии, а один, но все же было очень похоже. Во время съемок был часовой перерыв на обед, заканчивалось все в 11 вечера, а выходной был всего один в неделю, поэтому я очень уставала… Из-за того, что мы дети, на грим уходило примерно 30 минут, но мне каждый раз приходилось пририсовывать родинку, как у взрослой героини.
Bi: Что было самым сложным для Вас?
АП: Наверное, то, что когда снимают один кадр, подготовка к нему идет час, а ты должна стоять и ждать: сначала в такой позе, потом в другой, затем идет проверка звука, потом проверка текста. Перед каждым кадром записывают, что ты должен сказать, и слово в слово нужно повторять каждый раз, чтобы потом при монтаже речь не сбивалась.
Bi: С какими известными личностями Вы познакомились во время съемок?
АП: По фильму нашим педагогом была Алиса Фрейндлих, а ректором академии – Валентина Телuчкина. Работать с ними было очень приятно, особенно с Алисой Фрейндлих, она впитала в себя все черты балетного педагога. Один раз она побывала на уроке в Вагановской академии и поняла, что сможет передать эту роль. Она записала себе названия балетных движений: battement tendu, pour le pied. Хотя последнее редко используется в балете, все говорят «нажим», но Алисе Фрейндлих очень понравилось это название, поэтому она часто его повторяла. А, когда забывала, говорила: «Ну что ж такое, опять этот балетный термин выскочил из головы».
Bi: Девочка, которая играла маленькую Юльку, тоже балетная?
АП: Она из художественной гимнастики. Скорее всего, ее выбрали из-за того, что они со взрослой главной героиней одно лицо. Я со своей еще не так похожа, хотя у нас и есть общие признаки, но эта девочка очень напоминает взрослую Юльку. Педагогом маленькой Юли был Домогаров, я с ним не встречалась, но по фильму именно он говорит ей, чтобы она никогда не возвращалась в город, откуда она родом.
Bi: Расскажите немного про режиссера. Как с ним работалось?
АП: Валерий Тодоровский просто замечательный режиссер. Поначалу он не очень разбирался в балете, все термины казались ему одинаковыми. Он много советовался с педагогами, иногда я что-то подсказывала, потому что в сценарии были неточности с балетной точки зрения. Например, в сцене вступительных экзаменов я подсказала, что в зале должны находиться стол и стулья для членов комиссии, они же не должны стоять. Для меня это была очень полезная работа именно с Валерием Петровичем. Когда что-то не получалось, он сам приходил и прорабатывал с нами сцены.
Bi: Тот месяц, когда проходили съемки, – это ведь было время экзаменов в Академии?
АП: Да, в тот момент шла подготовка к экзаменам, это был март. Хорошо, что в Минске со мной все-таки занимались, поэтому я не вышла из формы. Но когда я приехала обратно, мне было очень тяжело, потому что некоторые движения забалтываются, уходят. Мне было сложно делать все так, как делали остальные девочки в классе.
Bi: Как отреагировали одноклассники на то, что Вас месяц не было. Они ведь знали, что Вы на съемках?
АП: Отреагировали спокойно, часто звонили, писали, спрашивали о съемках. Но я отвечала, что это конфиденциальная информация и мне нельзя ее разглашать. У каждого актера в договоре было прописано, что нам нельзя ничего выкладывать в социальные сети.
Bi: После премьеры были ли какие-то отзывы в Ваш адрес?
АП: После премьеры я сразу почувствовала, в каком фильме я приняла участие. Это была грандиозная работа.
Bi: Некоторые артисты негативно отзываются о фильме. Как Вы думаете, с чем это связано?
АП: Негативные эмоции могут быть связаны с тем, что есть небольшое художественное преувеличение, поскольку это все же не документальный фильм. В «Большом» рассказывается не только о ситуациях, которые возникают в балете, но показывается и закулисье, обычная жизнь людей. Конечно, были некоторые неточности, но в основном это касается историй любви.
Bi: Как Вы попали в балет?
АП: В балет я попала так же неожиданно, как в фильм. С трех лет я занималась художественной гимнастикой в академии Ирины Винер, подавала большие надежды. В девять лет уже тренировалась в Новогорске со сборной России по художественной гимнастике. Мне очень нравилось, и я думала, что никогда не уйду. Но однажды Ирина Александровна пригласила меня посмотреть балет «Спящая красавица» в Большом театре со Светланой Захаровой и Дэвидом Холбергом. После просмотра я сказала Ирине Александровне: «Мне очень нравится балет, и я не знаю, как буду без него жить». Потом я еще раз сходила на «Щелкунчика» и поняла, что влюбилась в это искусство. Я поделилась с мамой, что хочу поступить в балетное училище. Она ответила: «Настя, туда люди годами готовятся поступить, а ты хочешь сразу. Давай просто: будет – не будет. Если скажут нет, то ты возвращаешься в гимнастику». Мы пришли не на вступительные экзамены, а гораздо позже, в сентябре или октябре, когда дети уже учатся, но мы этого тогда не знали. Мама думала, что теперь точно не судьба и меня не возьмут. Но каким-то образом меня посмотрели и сказали, чтобы мы готовились к поступлению. На следующий день я выступала перед комиссией и прошла первый тур: растяжку, выворотность, гибкость. К маме вышел декан факультета и сообщил, что меня берут. Мама сначала, конечно, не поверила, ведь это было так неожиданно!
Ирина Александровна расстроилась, когда я сказала ей, что буду балериной. Она сначала подумала, что меня кто-то заставил, ведь я не могла просто так уйти. Но я уверила ее, что просто влюбилась в балет. «Хорошо, теперь ты будешь балериной», – ответила она. До сих пор я иногда приезжаю на соревнования, смотрю и поддерживаю команду.
Bi: Вы не разочаровались в балетном училище?
АП: Нет, многие даже думали, что я пробуду в балете год-два и вернусь в гимнастику. Но вот уже пять лет я в Академии. И надеюсь, что это навсегда.
Bi: Какие у Вас мечты?
АП: Пока у меня не такие глобальные цели: надо сдать экзамен по классическому и народно-характерному танцу, общеобразовательные предметы. Надеюсь, в будущем я буду репетировать вариации и выступать на международных конкурсах.